Душечки.
Хорошее слово. Мягкое, нежное, славянское слово.
Душечки( Dušičky ), так называют в Чехии день поминовения усопших. Приходится он на начало ноября. Это очень важный день. Собственно это не один день, а небольшой период, в который люди обязательно приходят к могилам своих родных и близких людей. Приводят в порядок надгробные плиты, оставляют живые цветы, как символ веры в вечную жизнь, и зажигают свечу, тем самым совершая древний языческий ритуал, возможно не задумываясь об этом. На Душечки, когда сумерки опускаются на холодную землю , можно увидеть жуткую и торжественную картину. Над кладбищем-вечным спутником и атрибутом каждого города или деревни, висит мощное, дрожащее сияние от зажженных свечей. И кажется, что там происходит, что-то, что мы не смеем видеть и знать. Собственно речь не о свечении...
Подросток, не по годам, крупный малый ехал в чистеньком рейсовом автобусе. Он сидел в теплой осенней куртке, как положено ребятам его возраста -в наушниках, свободно и даже немного развалившись. Мест для сидения было достаточно. На одной из остановок в автобус вошел древний старик и обратился к юноше. Что нужно ему? Подросток без удовольствия вынул “пуговку” из уха и догадавшись, что старик собирается сесть именно к нему на сидение, подвинулся и сел поровнее. Он уже было собрался вернуть наушник на место, как старик снова заговорил к нему, старательно устанавливая между худых коленок сумку, из которой виднелись ярко-желтые хризантемы.
- К маме еду. – доверительно и мягко сказал старик. Дрожащей рукой он бережно поправил цветы в сумке.
На лепет старика можно было не обратить внимания, но что-то показалось странным в этой простой, короткой фразе, и юноша задержал “пуговку” в руке. ”Дедку, поди, лет восемьдесят”
Фраза “к маме”ассоциировалась с ребенком. Куда все таки едет дед? К дочке, которая и есть мама его внучат? В роддом что-ли едет старик? Не то...Не та интонация, да и внуки его уже давно взрослые... Вдруг юноша все понял. Комок подкатил к горлу. Он быстро отвернулся от старика и украдкой вытер, набежавшие слезы. Наушники были смяты в ладони а взгляд застыл на желтых хризантемах в сумке, между тощими коленями. Свечку в сумке старца юноша заметил не сразу.
“Понятно... К маме он едет.”